Шотландская компания Fyne Audio базируется в городке Белсхилл, округ Норт-Ланаркшир — это буквально полчаса на машине к востоку от Глазго. Однако еще ближе расположен некий Котбридж, где с 1976 года находится небезызвестный Tannoy... Совпадение? Не думаю! На самом деле, это соседство объясняется очень просто.

В 2002 году бренд Tannoy купила датская компания TC Electronic, та была преобразована в TC Group и, в свою очередь, в 2015 году приобретена компанией Music Tribe. Прежний руководящий состав Tannoy и разработчики, включая главного инженера Пола Миллза, решили основать собственную компанию, и буквально два года спустя на выставке High End в Мюнхене уже дебютировали акустические системы Fyne Audio.

Типичная современная колонка — это многополосная конструкция на базе нескольких динамических излучателей, музыкальный сигнал для которых от усилителя нужно сначала разделить на полосы, преобразовать из электрической в акустическую форму и потом заново «собрать» непосредственно перед слушателем.

Сама по себе идея абсолютно здравая — каждый на своем месте должен заниматься своим делом. Однако же «есть один нюанс», а именно: большинство источников звука в музыке, да и в жизни — точечные, а тот же вокал в колонке вынужден воспроизводиться двумя, а то и большим числом динамиков, которые физически расположены в разных местах, отсюда — проблемы, в первую очередь — фазовые. В теории можно использовать для всего частотного спектра один широкополосный излучатель, но мы не будем перечислять тут его недостатки.

И тогда на сцену выходят производители коаксиальных динамиков, то есть тех, где на одной акустической оси расположен и вуфер, и твитер. В итоге, у команды Fyne Audio был огромный наработанный опыт (более двухсот лет на семерых человек), и ресурсы на разработку и производство, чем они незамедлительно и воспользовались.

Изначально модельный ряд компании насчитывал три серии АС: бюджетную F300 без коаксиальных технологий, классическую F500 и флагманскую F1, не только разработанную, но и производящуюся в Шотландии. Позже к ним добавились сабвуферы, 700-я серия колонок, а в будущем компания планирует выпустить и встраиваемые АС. Я тестировал флагманскую 500-ю серию, в частности акустику F502. Помимо них, в серию входят полочные F500, центральный канал F500C, младший напольник F501 и своего рода тюнингованная версия флагмана F502 Special Production с элементами «семисотой» серии.

Конструкция

Тестируемые колонки достаточно стандартны по массо-габаритным характеристикам — было бы лукавством говорить, что выглядят они как-то необычно. Нетипичным выглядит разве что наличие пары достаточно крупных «восьмерок» на фронтальной панели вместо более привычной россыпи малокалиберных излучателей. С них и начнем.

Рупор ВЧ-динамика разделен на дюжину радиальных секторов, что делает его отдаленно схожим с часовым циферблатом

Коаксиальный динамик в исполнении Fyne Audio оснащен литой алюминиевой корзиной и носит название IsoFlare и представляет собой дюймовый титановый компрессионный драйвер с неодимовой магнитной системой на одной оси с традиционными целлюлозным вуфером и ферритовым движком. Рупор ВЧ-динамика разделен на дюжину радиальных секторов, что делает его отдаленно схожим с часовым циферблатом.

Еще один важный момент — подвес диффузора вуфера, имеющий фигурные выемки по технологии FyneFlute, которая призвана упростить его движение вне зависимости от частоты.

Подвес диффузора вуфера имеет фигурные выемки по технологии FyneFlute, которая призвана упростить его движение вне зависимости от частоты

Третий элемент акустических систем Fyne Audio — порт фазоинвертора по технологии BassTrax. Во-первых, он выведен в нижнюю панель корпуса, что делает колонки менее зависимыми от расстановки в комнате относительно задней и боковых стен. Во-вторых, он выведен не в пол, а в опорную плиту, что развязывает его от свойств напольного покрытия и высоты шипов.

В-третьих, он направлен в акустический рассекатель, что в частности обеспечивает стабилизацию движения диффузора и уменьшение амплитуды внутренних стоячих волн, по крайней мере, как декларируется разработчиком. И чуть не забыл — при этом внутренний объем корпуса, на который нагружен басовый динамик, составляет внушительные 64 литра.

Используются фильтры первого (для твитера) и второго (для вуфера) порядков

По конфигурации разделительных фильтров это классическая 2,5-полосная колонка, то есть нижний динамик работает до 250 Гц, а верхний до 1 700 Гц, где и передает свою эстафету твитеру. Используются фильтры первого (для твитера) и второго (для вуфера) порядков. Варианты отделки корпуса: темный или черный дубовый шпон, либо черный или белый лак, в комплекте имеются съемные защитные сетки.

Прослушивание

От эксперта в обзоре обычно ждут бесконечных сравнений с другими моделями схожего конструктива или ценовой категории, а также прослушивания всяческих связок и комбинаций на самой разнообразной музыке. Лично меня этот подход всегда умилял. Во-первых, нельзя объять необъятное и переслушать решительно все варианты, и вероятно совпадения случаев эксперта и читателя стремится к нулю. Во-вторых, снизилась степень доверия людей к текстам/статьям в интернете. И в-третьих, точка зрения аудиофила субъективна вдвойне, поэтому я ее высказываю, а любой другой вправе принимать ее или не соглашаться с ней.

Порт фазоинвертора по технологии BassTrax выведен в опорную плиту и направлен в акустический рассекатель с трансцендентной кривизной

Я слушал акустику в шоуруме салона HiFiProfi. Колонки мне понравились. Причем не какой-то запредельной динамикой или бесконечным частотным диапазоном, хотя упрекнуть их в недостатках по этим критериям достаточно сложно. Понравились прежде всего нейтральностью и комфортом, где под нейтральностью я подразумеваю некую тембральную достоверность (ничего не торчит и ничего не проваливается), а под комфортом — тонкую грань между детальностью отдельных элементов и слитностью звукоизвлечения.

Попробую привести пример. У моего приятеля-звукорежиссера в числе прочих есть и пара флагманских студийных мониторов небезызвестной компании. Он ими охотно пользуется, но не менее охотно и поругивает. В первую очередь — за комфортность звучания. Причем с детальностью там все в порядке, но это вопрос именно вкуса звуковой картинки, уж прошу простить за такой оксюморон. На этих мониторах одинаково хорош любой микс: они не обнажают недостатки, но красиво преподносят достоинства. Так вот, тестируемая модель Fyne Audio спроектирована именно что для дома.

При вдумчивом (не фоновом) прослушивании два наиболее важных для меня критерия: нежелание делать громче и желание слушать дольше, — в F502 оба они присутствуют в полной мере, тут я ручаюсь. Именно в этом плане я, возможно, не готов настоятельно рекомендовать Fyne Audio любителям слишком уж экстремальных жанров.

Колонки мне понравились, причем не какой-то запредельной динамикой или бесконечным частотным диапазоном, но прежде всего нейтральностью и комфортом

Мы слушали колонки в основном с лампой, поэтому может создаться превратное впечатление, что дополнительную теплоту дала и она, но это не так — тембральный почерк самих АС достаточно легко вычленяется из общей картины, и я готов поручиться, что и с транзисторным аппаратом ситуация будет плюс-минус аналогичная. Джаз, блюз, классика, рок, электронная музыка, в том числе и танцевальная — я действительно затрудняюсь представить, какие жанры могли бы вызвать затруднения у этих колонок, скорей уж речь может идти про общую «культуру производства» этих самых записей. Судорожно пытаюсь вспомнить, что же мне не понравилось в F502, листаю заметки и не нахожу, а потому вынужден закругляться.

Выводы

Очевидно, что это далеко не единственные колонки на рынке и безусловно не самые дешевые (хотя я на протяжении всего теста был уверен, что они стоят как минимум вдвое дороже). Но не менее очевидно и другое — у них за плечами команда разработчиков с поистине впечатляющими знаниями и опытом, а на вооружении одни из самых актуальных в акустике технологий.

Всем поклонникам коаксиальных излучателей — слушать в обязательном порядке, желающим приобщиться неофитам — тоже must have хотя бы для расширения кругозора, а там чем черт не шутит. Для компании с двухлетним (!) стажем ребята действительно создали шедевр.

Достоинства: аккуратная и неброская внешность, комфортное звучание, легкость согласования с усилителем — эти колонки так и просятся в типичную домашнюю стереосистему.

Недостатки: это не скальпель для препарирования музыкальных полотен и даже не увеличительное стекло для их скрупулезного разглядывания, но определенно аккуратное и чистое окно в мир музыки.

Паспортные данные

  • Рекомендованная мощность усилителя: 40–180 Вт
  • Долговременная подводимая мощность: 90 Вт
  • Чувствительность: 91 дБ
  • Номинальный импеданс: 8 Ом
  • Частотный диапазон, -6 дБ: 30–34 000 Гц
  • Габариты: 1114х250х380 мм
  • Масса: 25 кг

Источник: Stereo.ru