Тест акустики Tannoy Legacy Eaton

Представив в текущем году серию акустических систем Legacy, компания Tannoy возродила знаменитые колонки HPD Series 70-х годов прошлого столетия. Тогда в моде были брюки клеш, а верхние строки британских и американских чартов занимал саундтрек из «Лихорадки субботнего вечера» с Джоном Траволтой… Компания, однако, рассчитывает, что новые Legacy будут интересны аудиофилам всех возрастов. В семействе Legacy три модели, Eaton — младшая.

Tannoy не стала копировать исторические колонки (сделать это было бы невозможно), а создала на их основе одноименные новые модели современного технологического уровня при сохранении ряда существенных черт прототипов. Другими словами, компания опиралась на свое наследие (Legacy), развивала, но не воспроизводила его. 

 
Tannoy Eaton в партнерстве с усилительным трио S.A.Lab Hercules MkII

 

Выпущенная в 1974-м серия Tannoy HPD включала пять моделей: Arden, Berkeley, Cheviot, Devon и Eaton. Первые две комплектовались 15-дюймовыми Dual Concentric, Cheviot и Devon — 12-дюймовыми, в Eaton — 10-дюймовым. Для нынешней линейки Legacy компания взяла три позиции: Arden, Cheviot и Eaton. Когда-то, возможно, придет время Devon и Berkley.

Конструктивная доминанта новых Legacy, как, впрочем, и многих других колонок Tannoy, — полнодиапазонный коаксиальный динамик Dual Concentric. С большими основаниями можно утверждать, что Dual Concentric — это не только известнейший динамик среди ему подобных (коаксиальную идею брали на вооружение многие фирмы), но и едва ли не самый знаменитый электроакустический преобразователь за всю историю High Fidelity. Определение «great» хорошо ему подходит. Кстати, в 2017-м головке исполнилось 70 лет.

Краткая историческая справка

Динамик с соосным расположением ВЧ- и НЧ/СЧ-излучателей (позже названный Black Monitor) разработан в 1947 году инженером Tannoy Ронни Рэкемом (Ronnie Rackham). Monitor Black имел калибр 15 дюймов, мощность 20 Вт, импеданс 15 Ом, частоту раздела 1 кГц и интегрированный кроссовер. Последующие памятные аудиофилам вехи Tannoy и Dual Concentric — коаксиалы Monitor Silver (1957, 15 дюймов) и Monitor Red (1958; 10, 12 и 15 дюймов). Замечу, что «цветные» названия даны динамикам аудиофилами, а единственное среди них официальное — это Monitor Gold (1967).

 
Серия акустики Tannoy Monitor HPD выпускалась с 1974 по 1980 год

В 1974-м Tannoy ввела в строй серию акустических систем HPD на основе одноименного коаксиала HPD (High Performance Dual). Важно, что именно в это время продукция Tannoy стала успешно распространяться в Азии, тогда же началась слава бренда в Японии. Еще одна временнáя деталь: в 1970-е компания переместила свои структуры и производство в Шотландию, в Коутбридж (Coatbridge). Колонки разрабатываются там и сегодня: в Коутбридже производятся модели ряда серий (в т. ч. Legacy). После перехода бренда во владение Music Group в 2015-м новый владелец решил не менять сложившейся за более чем девять десятков лет практики в угоду прагматичным бизнес моделям.

Лоск дорогих изделий

О степени близости актуальных Legacy и исторических HPD можно судить, сравнивая модели Eaton, выпущенные с разницей 40 с лишним лет (43, если быть точным). В обоих случаях в наличии 10-дюймовые Dual Concentric и фазоинвертор. Близки и габариты акустических систем: Legacy Eaton немного выше и шире, глубина совпадает. На месте панель с двумя 5-позиционными регуляторами Treble Energy и Treble Roll Off — у HPD регулировки осуществлялись поворотными ручками, а в Legacy то же самое делается при помощи винтовых перемычек.


Колонки похожи внешне, однако к ретро обличью у Legacy прибавился лоск дорогих изделий. Безупречно выполнено декорирование шпоном ореха с матовой отделкой маслом и воском. Даже винты, крепящие Dual Concentric, похоже, анодированы золотом, что не воспринимается как что-то чрезмерное (не припомню ни одного случая, когда англичанам изменяли вкус и чувство меры).

Входные терминалы для bi-wiring/amping — качественные WBT; традиционная для Tannoy пятая клемма предусмотрена для дренирования радиочастотной «грязи», что должно позитивно сказываться на звучании.


Современный коаксиал Legacy существенно мощнее винтажного 10-дюймового в Eaton HPD-295 (300 против 85 Вт), имеет более широкий частотный охват: достает до 30 кГц (20 кГц у HPD). Частота раздела изменилась незначительно: 1,2 кГц у Legacy и 1 кГц у HPD.

Среди особенностей головки Dual Concentric в новых Eaton — двойной тканевый подвес (две волны). Материалы диффузоров — специальная бумага (НЧ/СЧ) и алюминиево-магниевый сплав (ВЧ). Важнейшая деталь головки — ВЧ-волновод (в данном случае — Tulip Waveguide), нормализующий взаимодействие ВЧ-излучения с конусом мидбасового преобразователя.


Корпуса акустических систем различаются как в плане использованных материалов, так и технологически. Акустические оформления колонок HPD делались из ДСП (particle board или chipboard, как указывалось в старых мануалах). Корпус новой Eaton аналогичен оригинальному — тоже из ДСП, однако фронтальная и задняя панели выполнены из МДФ, плюс в передней панели есть дополнительный слой березовой фанеры, призванный усилить жесткость. Собственно, ребра жесткости внутри кабинета тоже сделаны из березовой фанеры.

В системе

Регуляторы Treble Energy и Treble Roll Off, как и в случае прототипов HDP, предназначены для управления параметрами полосы твитера (1 – 30 кГц). Treble Energy с позициями +3, +1,5, Level, -1,5 и -3 дБ поднимает или опускает характеристику относительно нейтральной позиции Level. Treble Roll Off устанавливает скорость спада выше 5 кГц, также относительно позиции Level: +2, Level, -2, -4 и -6 дБ/окт. Как выяснилось во время прослушивания, регуляторы служат эффективным инструментом настройки не только ВЧ, но и тонального баланса в целом, и фактически влияют на восприятие как верхней, так и нижней полосы. Любопытно, что в инструкции по эксплуатации HPD содержится рекомендация Tannoy устанавливать параметры для каждой колонки в отдельности, снимая звук то с одной, то с другой, например, посредством регулятора межканального баланса усилителя. В сущности, это еще и Room Correction в танноевском варианте.


В начале прослушивания мне захотелось немного успокоить верхние частоты. Итоговая конфигурация регуляторов Treble выглядела на обоих колонках следующим образом: Treble Energy — -3 дБ, Treble Roll Off — -4 дБ.

Tannoy не из тех акустических систем, о которых говорят: включил с любым усилителем и источником — и заиграло. Надо потрудиться, подбирая колонкам системных партнеров. Мощность усилителя не очень критична с учетом чувствительности 89 дБ и паспортного диапазона 20 – 200 Вт. Для меня был бы более предпочтительным ламповый прибор с энергичным, точным и мелодичным характером. Тест проходил в салоне «Нота+», где в паре с Eaton работало усилительное трио (пред и моноблоки) S.A.Lab Hercules MkII. Только вот мощность S.A.Lab избыточна, да и разница в цене слишком велика. Что касается источника сигнала, то среди явных фаворитов — проигрыватель винила.

Порода и класс

Мне встречалось немало аудиокомпонентов со сложно различимым характером, а то и вовсе без оного. Бесхарактерность нередко встречается в современном аудио — я объясняю это строгой приверженностью современной цивилизации к стандартам. Не только в технической, но и в гуманитарной, культурной, социальной и других сферах. Польза стандартов очевидна (основа потребительского качества), вред — не очевиден, но реален. Аудиотехника с формальным звучанием без вкуса и запаха, подчас попросту стерильным — обратная сторона медали.

 

Люди, конечно же, сопротивляются, ведь стандарты чужды всему живому, и индустрия улавливает эти флюиды. Пробудившийся от многолетней летаргии, винил бьет рекорды продаж, аудиофилы ностальгируют по винтажу и ретро… Колонкам Tannoy никогда не было свойственно бесхарактерное звучание — подчеркну, что для компании это не маркетинговый прием, а сущность философии. Так повелось со времен Гая Р. Фонтейна. Таковы и Legacy Eaton c их живым, экспрессивным, пускай и порой слегка непричесанным звучанием. Так или иначе, в нем чувствуется порода, класс. Если и возможны разговоры об английском звуке в позитивном ключе, то в первую очередь — в отношении таких объемных и самобытных явлений, как Tannoy.


Выводы

Среди формальных характеристик звучания Eaton первой назову отличную музыкальную сцену, цельность и гармоничность музыкальных образов — ясно, что это заслуга, прежде всего, Dual Concentric и качественного кроссовера. В ряду достоинств — убедительное представление тембров, главным образом, акустических музыкальных инструментов.

Новым Eaton по плечу строить звуковые образы в комнате средних размеров. Нижний регистр плотный, хорошо интонированный, точный. А в басе достаточно энергии для представления почти любой музыки: достойно звучат записи большого соборного органа, крупных симфонических форм. Другими словами, эти небольшие колонки играют отнюдь не мелко.

Паспортные данные

Драйвер: Dual Concentric, 10 дюймов (254 мм), фазоинвертор

Частотный диапазон: 30 Гц – 30 кГц

Чувствительность: 89 дБ/1 Вт

Частота раздела: 1,2 кГц

Мощность (максимально допустимая): 400 Вт

Мощность усилителя: 20 – 200 Вт

Масса: 18 кг

Габариты: 538 х 376 х 250 мм

Источник: Stereo.ru